Пояснительная записка. Рабочая программа воспитания муниципального казенного общеобразовательного учреждения « Колодясская начальная общеобразовательная школа» Хвастовичского района Калужской области (далее- Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями « Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования, Приказом « о внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» ( Минпросвещения России,2020, № 172). Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ « Колодясская начальная общеобразовательная школа» Хвастовичского района Калужской области. Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими людьми. Одним из результатов реализации Программы станет приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности. Программа воспитания описывает систему возможных форм и методов работы с обучающимися. Программа воспитания включает четыре основных раздела: 1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. 2. Цель и задачи воспитания 3.Виды, формы и содержание деятельности. 4.Основные направления самоанализа воспитательной работы. Вариативные модули являются: «Ключевые общешкольные дела», « Детские общественные объединения», « Экскурсии, походы»,» Организация предметно-эстетической среды», « РДШ». Инвариантные модули: « Классное руководство», « Школьный урок»,» Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования», « Работа с родителями», « Самоуправление», « Профориентация» К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МКОУ « Колодясская начальная школа» с. Колодяссы, является начальной общеобразовательной школой, численность обучающихся составляет менее 50 человек, . Обучение ведётся с 1 по 4 класс по одному уровню образования: начальное общее образование. МКОУ « Колодясская начальная школа» - это сельская школа, удаленная от районного центра. Нет ставок социального педагога, психолога, качество сети Интернет невысокое и др. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. В школе работает Совет профилактики, создана комиссия по урегулированию конфликтных ситуаций. В школе действует внеурочная деятельность для 1-4 классов: «Финансовая грамотность», « Шахматы» и кружок « ОФП». Школа взаимодействует совместно с сельским Домом культуры, библиотекой. Занятость учащихся в дополнительном образовании 100%. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. В школе имеется яблоневый сад. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Учителя и учащиеся участвуют в региональных конкурсах имеют дипломы, грамоты и сертификаты участников. В школе нет резкой 2 обособленности между классами, учащимися разного возраста, так как контингент из многодетных и малоимущих семей. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем индивидуальные особенности, одарённость детей, возможности каждого проявить себя. Принципы и особенности организации содержания воспитания на ступени начального общего образования. Принцип гуманизации воспитания, который рассматривается как уважение прав, свобод и позиции человека, уважение права человека быть самим собой, предъявление человеку посильных и разумно сформулированных требований. Принцип личностного подхода, который понимается как опора на личностные качества школьника, учет направленности личности, ее ценностных ориентаций, жизненных планов, доминирующих мотивов деятельности и поведения. Принцип следования нравственному примеру внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом, согласно которому формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, участия в многообразных общественных отношениях. Принцип системно-деятельностной организации воспитания, интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся их развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Принцип взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов - системность, целесообразность и не шаблонность воспитании. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - совместные дела педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 3 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровню общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; - уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 4 Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Цель : Учащимся необходимо получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений. Эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними. Сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленно выбирать свой жизненный путь и окружающих людей. Для достижения поставленной цели воспитании школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3. вовлекать школьников в кружки и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 9. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в Школе используются следующие формы работы: На внешкольном уровне: - социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел ( экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; 5 - конкурсы правовой, патриотической и краеведческой направленности; - экологической направленности: областной конкурс им. Вернадского, областной конкурс «Гимн воде». - духовно-нравственном направлении : Епархиальный конкурс «Звенит пасхальная радость» - спортивно-оздоровительная деятельность: Кросс Нации 2021, районные соревнования , спартакиады, Лыжня России 2021, участие в конкурсе «Безопасность дорожного движения». - досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, и т.п. с участием родителей, бабушек . - концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др. - Единый День профилактики правонарушений в школе. Проводится встреча родителей и обучающихся , с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); На школьном уровне: Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы: -День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы). -Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.; - Духовно-нравственное направление: день славянской письменности и культуры. - спортивные состязания ; походы совместно с родителями; участие в акции «День гражданской обороны» - практическое мероприятие с участием пожарных; школьный турнир по шашкам и шахматам. - Экологическое направление: участие в месячнике «Зелёная планета»: субботники по благоустройству территории школы. - Профилактические мероприятия акция «День солидарности в борьбе с терроризмом», мероприятие «Внимание – Дети!» по безопасности ПДД; Занятость учащихся «группы риска» и учащихся из социально-опасных семей во внеурочное время и во время каникул; всемирный день борьбы со СПИДом, беседы «Формула здоровья», беседы о пожарной безопасности, профилактика инфекционных заболеваний. «Профилактика простудных заболеваний», Беседа с инспектором ГИБДД по правилам дорожного движения во время летних каникул. На уровне классов: - Выбор представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел. - Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел. - Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: - Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей. - Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел. - Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстника, с педагогами и другими взрослыми. 6 - При необходимости коррекция поведения ребенка через частные профилактические беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за часть общей работы. 3.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: -Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе. - Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. - Проведение классных часов как доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. - Сплочение коллектива класса через: игры , сплочение и командообразование. - Однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями. - Внутриклассные мероприятия ,дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. - Выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: • Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями. • Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, успеваемости ) • Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, культурного дневника школьника ,анализ успехов и неудач. • Регулярные консультации классного руководителя с учителями, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися. • Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников. • Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке. • Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. . • Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса. 7 Работа с учителями, преподающими в классе: • Регулярные консультации классного руководителя с учителями, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися. • Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников. • Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке. • Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. • Помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями. • Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. • Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. • Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через: - Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, получить опыт участия в делах. - Формирование в кружках, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу. - Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения. - Поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций. - Поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности: Виды внеурочной деятельности и дополнительного образования: Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: Игровая деятельность: курсы внеурочной деятельности «Шахматы », «ОФП », направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 8 Познавательная деятельность: направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение. Спортивно-оздоровительная деятельность: Курсы внеурочной деятельности «ОФП», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности. 3.3. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися указаний учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных воздействий при изучении учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт школьникам возможность приобретать навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.4. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Учащимся младших классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может реализовываться через детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется: На уровне школы: 9 • через деятельность выборного Совета обучающихся школы , создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, акций и т.п.; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов , походов и т.п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, акций и т.п.; На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.5. Модуль « Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. - На внешнем уровне: - экскурсии на предприятия района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. На уровне школы: - совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий. На уровне класса: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку учащихся к планированию своей будущей профессии. 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» На базе школы действует школьная детская общественная организация ( ШДОО) «Прометей», – это добровольные детско-юношеское объединения обучающихся МКОУ « Колодясская начальная школа», созданы по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) 10 "Об общественных объединениях".)Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: организацию общественно полезных дел, направленной на помощь другим людям, своей школе, развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве территории школы, памятника, участие школьников в работе на прилегающей к школе территории ; организацию общественно полезных дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, селу, развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться; мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников, проводят театрализованные представления, игры, викторины и праздники. Модуль 3.7. «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников в период осенних каникул; регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); выездные экскурсии ( по возможности ) . 3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, посадка кустарников, доступных и приспособленных для школьников начальной школы; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, торжественных линеек, выставок, собраний и т.п.); 11 3.9. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет и совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по направлениям с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания , так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. 12 Осуществляется анализ классными руководителями совместно с директором с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ директора , классными руководителями, родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. 3. Управление воспитательным процессом В образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?) 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса В каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Календарный план воспитательной работы МКОУ « Колодясская начальная школа» школы 13 на 2020-2021 учебный год 1-4 классы Вариативные модули Модуль « Ключевые общешкольные дела» Ориентировочное Дела Классы время Ответственные проведения Торжественная линейка 1-4 1 сентября Кл. руководители 1-4 сентябрь кл. руководители «День знаний» Международный день распространения грамотности Неделя безопасности: правила ДД, - дом-школа-дом. «Один дома» ППБ, учебнотренировочная эвакуация, эстафеты. кл. руководители 1-4 сентябрь 3 сентябрьоктябрь Всероссийская акция « Дни финансовой грамотности» кл. руководители Осенний кросс «Кросс Нации» 1-4 класс сентябрь-октябрь Праздник урожая «Дары природы». Конкурс: рисунка, поделок из природного материала и овощей. 1-4 класс сентябрьоктябрь кл. руководители . Всероссийский урок безопасности в сети интернет 1-4 классы октябрь кл. руководитель Единый день гражданской обороны. 1-4 класс октябрь Кл. руководители Задания: полоса препятствий, мед. помощь, конкурс рисунков. Учитель физкультуры Учитель физической культуры 1-4 классы 1 октября кл. руководители 1-4 классы 5 октября кл. руководители октябрь Кл. руководители Международный день пожилых людей Международный день учителя Всероссийский урок 1-4 класс 14 энергосбережения « Вместе ярче» 1-4 классы октябрь кл. руководители День матери в России. Поздравления, конкурсная программа. 1-4 классы ноябрь Кл. руководители День народного единства 1-4 классы ноябрь кл. руководители 1-4 классы ноябрь кл. руководители День неизвестного солдата. Рисунки, беседы, викторины. 1-4классы декабрь День конституции. Рисунки, викторины. 1-4классы декабрь Кл. руководители 1-4 классы декабрь кл. руководители 1-4 классы декабрь кл. руководители 1-4 классы декабрь кл. руководители «Новогодний серпантин» . Подготовка и празднование Нового года. 1-4 классы декабрь Кл. руководители. «Рождество приходит в каждый дом» - праздник у ёлки. 1-4 классы январь Кл. руководитель Час истории «Блокадный хлеб Ленинграда» 1-4 классы январь Кл. руководители. Лыжные соревнования 1-4 классы февраль Учитель физкультуры День защитника отечества «Веселые старты», Уроки мужества. 1-4 классы февраль Кл. руководители Месячник по благоустройству Международный День толерантности кл. руководитель Международный день борьбы с коррупцией. Тематические классные часы Международный день прав человека Школьный конкурс чтецов « Живая классика» Памяти детей Ленинграда, посвящается. Беседа, просмотр видео. Учитель физической культуры 1-4 классы февраль Открытый районный фестиваль 15 кл. руководители детского творчества Международный женский день. 1-4 классы март Кл. руководители День воссоединения Крыма с Россией. 1-4 класса март кл. руководители Гагаринский урок «Космос это мы». 1-4 классы апрель Кл. руководители День пожарной охраны. Встречи с сотрудниками МЧС , знакомство с оборудованием и тренировка. 1-4 классы апрель Директор школы День Победы, 1-4 классы май Кл. руководители. Праздник «Последнего звонка» 1-4 классы май кл. руководители День славянской письменности и культуры». 1-4 классы. май кл. руководители 1-4 классы май кл. руководители 1-4 классы в течение учебного года кл. руководители Концерт –поздравление. Конкурс рисунков «Моя мама». Акция « Внимание –дети» Организация участия школьников в школьных олимпиадах Модуль « Детские общественные объединения» Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время Ответственные проведения Акция ЗОЖ :конкурс рисунков 1-4 ноябрь Учителя физкультуры. Организация работ по благоустройству школы. Высадка цветов, уборка территории от листьев. 1-4 Акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», 1-4 май Кл. руководители Акция «Сады Победы». 1-4 май кл. руководитель кл. руководитель апрель Модуль «Экскурсии, походы» Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время проведения 16 Ответственные Посещение и знакомство с сельской библиотекой 1-4 Сентябрь Кл. руководители Организация экскурсий и классных часов краеведческой тематики 1-4 в течении учебного года Кл. руководители Заочное путешествие театров и выставок 1-4 в течение учебного года Кл. руководители Поход в лес на лыжах. 1-4 Февраль уч. физкультуры Заочные экскурсии в музеи, знакомство с достопримечательностями города Калуги и области 1-4 В течение года Кл. руководители Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время Ответственные проведения Выставка рисунков и поделок на праздник урожая 1-4 сентябрь Оформление выставок рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам 1-4 в течение учебного года Педагог-организатор Украшение кабинетов перед праздничными датами ( День знаний, Новый год, День защитника Отечества,Международный женский день, День Побелы и др.) 1-4 в течение учебного года кл. руководители Участие в месячнике «Зелёная планета»: конкурс рисунков, викторины 1-4 Сентябрь-октябрь Кл. руководитель Участие в конкурсе ПДД, конкурс рисунков, фотографий 1-4 Сентябрь Кл. руководитель и родители Международный день доброты. Игровая программа 1-4 ноябрь Кл. руководители сельский библиотекарь Участие в конкурсе рисунка «Мир глазами детей» -мы против вредных привычек. 1-4 Ноябрь «Мастерская Деда Мороза» подготовка к новому году 1-4 Участие в конкурсе «Рождество приходит в каждый дом» поделки рождественские. кл. руководители Кл. руководители 1-4 декабрь Кл. руководители Январь кл. руководители 17 Рождественские сказки. 1-4 январь Сельский библиотекарь Масленица широкая. «Масленица, в гости к нам!» конкурс стихов, чаепитие с блинами 1-4 март работники ДК, родители .День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» ,«Космические дали» (конкурс рисунков, викторина) 1-4 апрель кл. руководители День земли. «Земля только одна» Тематические классные часы. (викторины, конкурс рисунков) 1-4 апрель Кл. руководители , сельский библиотекарь 1)«Крещенская вечёрка»литературно- игровая программа. 2) «Пришли колядки- блины, да ладки» - беседа о святках. Модуль « РДШ» Дела Классы Ориентировочное время проведения Ответственные Дни единых действий РДШ 1-4 в течение учебного года кл. руководители Календарь дней единых действий Российского движения школьников Дата Название события Направление РДШ 1 сентября День знаний Личностное развитие 3 сентября День солидарности в борьбе с терроризмом Гражданская активность 1 октября День пожилых людей Гражданская активность 5 октября День учителя Личностное развитие 4 ноября День Народного единства Гражданская активность 20 ноября Всемирный день Ребенка Гражданская активность 21 ноября День памяти жертв ДТП Гражданская активность 25 ноября День Матери Гражданская активность 18 9 декабря День Героев Отечества Гражданская активность 12 декабря День Конституции России Гражданская активность 23 февраля День Защитника Отечества Военно- патриотическое 8 марта Международный женский день Личностное развитие 18 марта День присоединения Крыма к России Гражданская активность 27 марта Всемирный День театра Личностное развитие 3-я неделя марта Единый день профориентации Личностное развитие 7 апреля Всемирный День здоровья Личностное развитие 12 апреля День космонавтики Гражданская активность 1 мая Праздник весны и труда Гражданская активность 9 мая День Победы Гражданская активность 1 июня День защиты детей Личностное развитие Инвариантные модули Модуль « Работа с родителями» Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время Ответственные проведения Вводное родительское 1 сентябрь Кл. руководитель Информационное оповещение через школьный сайт 1-4 В течение учебного года Совместные с детьми походы, экскурсии. 1-4 март, май Кл. руководители, родительский комитет Индивидуальные консультации 1-4 В течение учебного года Кл. руководитель Участие родителей вместе с детьми (праздник урожая, поход, уборка территории, 1-4 По плану в течение учебного года Совместное участие родителей и педагогов. собрание. (по правилам безопасности ДД, режим дня, пребыванию детей в школе, питание) 19 Кл. руководитель новогодние праздники, праздник 8 марта и.т.д.) Модуль» Классное руководство и наставничество» (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей и наставников) Модуль « Школьный урок» (согласно индивидуальным по планам работы учителей) Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Количество Название курса Классы часов Ответственные в неделю « Финансовая грамотность» 3 1час Савкина И.М. «Шахматы» 3-4 1час Андропов Ю.А. « ОФП» ( кружок) 1-4 1час Андропов Ю.А. Модуль « Профориентация» Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время Ответственные проведения Единый урок « Тыпредприниматель» 1-4 апрель Кл. руководители Участие в федеральном проекте « Успех каждого ребенка» национального проекта « Образование» на портале « ПроеКТОриЯ» 1-4 В течение учебного года Кл. руководители 1-4 В течение учебного года кл. руководители 1-4 В течение учебного года кл. руководители Всероссийская акция « Урок цифры» Проведение классных мероприятий « Профессии наших родителей» Модуль « Самоуправление» 20 Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время Ответственные проведения Единый день выборов в органы ученического самоуправления 1-4 сентябрь Кл. руководители Работа в соответствии с обязанностями. Сбор представителей классов. 1-4 В течение учебного года Кл. руководители 1-4 В течение учебного года кл. руководители 1-4 Май кл. руководители Участие в школьных мероприятиях и в мероприятиях по плану района Отчет перед классом о проведенной работе 21