РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021- 2024 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа воспитания муниципального казенного общеобразовательного учреждения «
Колодясская начальная общеобразовательная школа» Хвастовичского района Калужской области
(далее- Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями « Примерная
программа воспитания», утвержденной 02.06.2020г. на заседании Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными
стандартами (далее – ФГОС) общего образования, Приказом « о внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся» ( Минпросвещения России,2020, № 172).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы
начального общего образования МКОУ « Колодясская начальная общеобразовательная школа»
Хвастовичского района Калужской области.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир
и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение учащихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности. Программа воспитания
описывает систему возможных форм и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания включает четыре основных раздела:
1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
2. Цель и задачи воспитания
3.Виды, формы и содержание деятельности.
4.Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Вариативные модули являются: «Ключевые общешкольные дела», « Детские общественные
объединения», « Экскурсии, походы»,» Организация предметно-эстетической среды», « РДШ».
Инвариантные модули: « Классное руководство», « Школьный урок»,» Курсы внеурочной
деятельности и дополнительного образования», « Работа с родителями», « Самоуправление», «
Профориентация»
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МКОУ « Колодясская начальная школа» с. Колодяссы, является начальной общеобразовательной
школой, численность обучающихся составляет менее 50 человек, . Обучение ведётся с 1 по 4 класс по
одному уровню образования: начальное общее образование.
МКОУ « Колодясская начальная школа» - это сельская школа, удаленная от районного центра. Нет
ставок социального педагога, психолога, качество сети Интернет невысокое и др. Данные факторы не
могут не вносить особенности в воспитательный процесс.
В школе работает Совет профилактики, создана комиссия по урегулированию конфликтных ситуаций.
В школе действует внеурочная деятельность для 1-4 классов: «Финансовая грамотность», « Шахматы»
и кружок « ОФП». Школа взаимодействует совместно с сельским Домом культуры, библиотекой.
Занятость учащихся в дополнительном образовании 100%.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. В школе имеется яблоневый сад.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Учителя и учащиеся участвуют в
региональных конкурсах имеют дипломы, грамоты и сертификаты участников. В школе нет резкой

2

обособленности между классами, учащимися разного возраста, так как контингент из многодетных и
малоимущих семей.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе
освоения общечеловеческих ценностей, учитываем индивидуальные особенности, одарённость детей,
возможности каждого проявить себя.
Принципы и особенности организации содержания воспитания на ступени начального общего
образования.
Принцип гуманизации воспитания, который рассматривается как уважение прав, свобод и позиции
человека, уважение права человека быть самим собой, предъявление человеку посильных и разумно
сформулированных требований.
Принцип личностного подхода, который понимается как опора на личностные качества школьника,
учет направленности личности, ее ценностных ориентаций, жизненных планов, доминирующих
мотивов деятельности и поведения.
Принцип следования нравственному примеру внеучебной и внешкольной деятельности должно быть
наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом, согласно которому формирование личности человека
находится в прямой зависимости от его деятельности, участия в многообразных общественных
отношениях.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания, интеграция содержания различных
видов деятельности обучающихся их развития и воспитания осуществляется на основе базовых
национальных ценностей.
Принцип взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
- создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитании.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- совместные дела педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в
таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и максимально
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков
и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.

3

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной
школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),
общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е.
в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их
социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников
позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровню общего
образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким
целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в
домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о
своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать
птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая
к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других
ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.

4

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования
им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Цель : Учащимся необходимо получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений. Эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними. Сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения, находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленно выбирать свой жизненный путь и окружающих людей.
Для достижения поставленной цели воспитании школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки и иные объединения, работающие по школьным программам
внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование
на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
8. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
9. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно
насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений
воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогами комплексы дел ( экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума;

5

- конкурсы правовой, патриотической и краеведческой направленности;
- экологической направленности: областной конкурс им. Вернадского, областной конкурс «Гимн воде».
- духовно-нравственном направлении : Епархиальный конкурс «Звенит пасхальная радость»
- спортивно-оздоровительная деятельность: Кросс Нации 2021, районные соревнования , спартакиады,
Лыжня России 2021, участие в конкурсе «Безопасность дорожного движения».
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, и т.п. с участием родителей, бабушек .
- концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в
День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
- Единый День профилактики правонарушений в школе. Проводится встреча родителей и
обучающихся , с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
На школьном уровне:
Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися,
проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы).
-Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День
матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, «Первый звонок», «Последний звонок» и
др.;
- Духовно-нравственное направление: день славянской письменности и культуры.
- спортивные состязания ; походы совместно с родителями; участие в акции «День гражданской
обороны» - практическое мероприятие с участием пожарных; школьный турнир по шашкам и
шахматам.
- Экологическое направление: участие в месячнике «Зелёная планета»: субботники по благоустройству
территории школы.
- Профилактические мероприятия акция «День солидарности в борьбе с терроризмом», мероприятие
«Внимание – Дети!» по безопасности ПДД; Занятость учащихся «группы риска» и учащихся из
социально-опасных семей во внеурочное время и во время каникул; всемирный день борьбы со
СПИДом, беседы «Формула здоровья», беседы о пожарной безопасности, профилактика
инфекционных заболеваний. «Профилактика простудных заболеваний», Беседа с инспектором ГИБДД
по правилам дорожного движения во время летних каникул.
На уровне классов:
- Выбор представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел.
- Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
- Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей:
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей.
- Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и
анализа ключевых дел.
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за
его отношениями со сверстника, с педагогами и другими взрослыми.

6

- При необходимости коррекция поведения ребенка через частные профилактические беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за часть общей работы.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
-Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой
помощи детям в их подготовке, проведении и анализе.
- Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися
вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и
тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе.
- Проведение классных часов как доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- Сплочение коллектива класса через: игры , сплочение и командообразование.
- Однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями.
- Внутриклассные мероприятия ,дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса.
- Выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением
школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в
его классе учителями.
• Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений
с одноклассниками или учителями, выбора профессии, успеваемости )
• Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио,
культурного дневника школьника ,анализ успехов и неудач.
• Регулярные консультации классного руководителя с учителями, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и
разрешение конфликтов между учителями и учащимися.
• Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию
воспитательных влияний на школьников.
• Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше
узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке.
• Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле
обучения и воспитания детей.
. • Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса.

7

Работа с учителями, преподающими в классе:
• Регулярные консультации классного руководителя с учителями, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и
разрешение конфликтов между учителями и учащимися.
• Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию
воспитательных влияний на школьников.
• Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше
узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке.
• Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле
обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в
целом.
• Помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между
ними, администрацией школы и учителями.
• Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников.
• Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей.
• Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
сплочение семьи и школы.
Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности
и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования
преимущественно осуществляется через:
- Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, получить опыт участия
в делах.
- Формирование в кружках, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.
- Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые
формы поведения.
- Поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.
- Поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:
Виды внеурочной деятельности и дополнительного образования:
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность: курсы внеурочной деятельности «Шахматы », «ОФП », направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.

8

Познавательная деятельность: направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение.
Спортивно-оздоровительная деятельность: Курсы внеурочной деятельности «ОФП», направленные
на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности.
3.3. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися указаний учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
• использование воспитательных воздействий при изучении учебного предмета через демонстрацию
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт школьникам возможность
приобретать навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства,
а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Учащимся младших классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может реализовываться через детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется:
На уровне школы:

9

• через деятельность выборного Совета обучающихся школы , создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных
решений, затрагивающих их права и законные интересы;
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, акций и т.п.;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов , походов и т.п.);


через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, акций и т.п.;

На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например,
старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы,
на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных
должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за
порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.5. Модуль « Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных
проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося –
подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
- На внешнем уровне:
- экскурсии на предприятия района, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.
На уровне школы:
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий.
На уровне класса:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку учащихся к
планированию своей будущей профессии.

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе школы действует школьная детская общественная организация ( ШДОО) «Прометей», – это
добровольные детско-юношеское объединения обучающихся МКОУ « Колодясская начальная
школа», созданы по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)

10

"Об общественных объединениях".)Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:


организацию общественно полезных дел, направленной на помощь другим людям, своей
школе, развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. Это посильная помощь, оказываемая школьниками
пожилым людям; совместная работа с ДК по проведению культурно- развлекательных
мероприятий; помощь в благоустройстве территории школы, памятника, участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории ;



организацию общественно полезных дел, направленных на помощь другим людям, своей
школе, селу, развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться;



мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского
общественного объединения, привлечения в него новых участников, проводят
театрализованные представления, игры, викторины и праздники.

Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания
у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего
труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:


ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и
родителями школьников в период осенних каникул;



регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными
руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);

выездные экскурсии ( по возможности ) .

3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:


размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их
с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;



озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, посадка кустарников, доступных и
приспособленных для школьников начальной школы;



благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со
школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими
детьми;



событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий
(праздников, торжественных линеек, выставок, собраний и т.п.);

11

3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и
школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет и совет школы, участвующие в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;

На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых
проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по направлениям с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в
школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение
не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат
как социального воспитания , так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса.

12

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с директором с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ директора , классными руководителями, родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
3. Управление воспитательным процессом
В образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и
правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за
хорошую воспитательную работу со школьниками?)
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса
В каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации
воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие
имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных
проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на
это управленческих решений.

Календарный план воспитательной работы
МКОУ « Колодясская начальная школа» школы

13

на 2020-2021 учебный год
1-4 классы

Вариативные модули

Модуль « Ключевые общешкольные дела»

Ориентировочное
Дела

Классы

время

Ответственные

проведения
Торжественная линейка

1-4

1 сентября

Кл. руководители

1-4

сентябрь

кл. руководители

«День знаний»

Международный день
распространения грамотности
Неделя безопасности: правила
ДД, - дом-школа-дом. «Один
дома» ППБ, учебнотренировочная эвакуация,
эстафеты.

кл. руководители
1-4

сентябрь

3

сентябрьоктябрь

Всероссийская акция « Дни
финансовой грамотности»

кл. руководители

Осенний кросс «Кросс Нации»

1-4 класс

сентябрь-октябрь

Праздник урожая «Дары
природы». Конкурс: рисунка,
поделок из природного материала
и овощей.

1-4 класс

сентябрьоктябрь

кл. руководители .

Всероссийский урок
безопасности в сети интернет

1-4 классы

октябрь

кл. руководитель

Единый день гражданской
обороны.

1-4 класс

октябрь

Кл. руководители

Задания: полоса препятствий,
мед. помощь, конкурс рисунков.

Учитель физкультуры

Учитель физической культуры
1-4 классы

1 октября

кл. руководители

1-4 классы

5 октября

кл. руководители

октябрь

Кл. руководители

Международный день пожилых
людей

Международный день учителя
Всероссийский урок

1-4 класс

14

энергосбережения « Вместе ярче»
1-4 классы

октябрь

кл. руководители

День матери в России.
Поздравления, конкурсная
программа.

1-4 классы

ноябрь

Кл. руководители

День народного единства

1-4 классы

ноябрь

кл. руководители

1-4 классы

ноябрь

кл. руководители

День неизвестного солдата.
Рисунки, беседы, викторины.

1-4классы

декабрь

День конституции. Рисунки,
викторины.

1-4классы

декабрь

Кл. руководители

1-4 классы

декабрь

кл. руководители

1-4 классы

декабрь

кл. руководители

1-4 классы

декабрь

кл. руководители

«Новогодний серпантин» .
Подготовка и празднование
Нового года.

1-4 классы

декабрь

Кл. руководители.

«Рождество приходит в каждый
дом» - праздник у ёлки.

1-4 классы

январь

Кл. руководитель

Час истории «Блокадный хлеб
Ленинграда»

1-4 классы

январь

Кл. руководители.

Лыжные соревнования

1-4 классы

февраль

Учитель физкультуры

День защитника отечества
«Веселые старты», Уроки
мужества.

1-4 классы

февраль

Кл. руководители

Месячник по благоустройству

Международный День
толерантности

кл. руководитель

Международный день борьбы с
коррупцией. Тематические
классные часы

Международный день прав
человека

Школьный конкурс чтецов «
Живая классика»

Памяти детей Ленинграда,
посвящается. Беседа, просмотр
видео.

Учитель физической культуры

1-4 классы

февраль

Открытый районный фестиваль

15

кл. руководители

детского творчества
Международный женский день.

1-4 классы

март

Кл. руководители

День воссоединения Крыма с
Россией.

1-4 класса

март

кл. руководители

Гагаринский урок «Космос это
мы».

1-4 классы

апрель

Кл. руководители

День пожарной охраны. Встречи
с сотрудниками МЧС ,
знакомство с оборудованием и
тренировка.

1-4 классы

апрель

Директор школы

День Победы,

1-4 классы

май

Кл. руководители.

Праздник «Последнего звонка»

1-4 классы

май

кл. руководители

День славянской письменности и
культуры».

1-4 классы.

май

кл. руководители

1-4 классы

май

кл. руководители

1-4 классы

в течение
учебного года

кл. руководители

Концерт –поздравление. Конкурс
рисунков «Моя мама».

Акция « Внимание –дети»

Организация участия школьников
в школьных олимпиадах

Модуль « Детские общественные объединения»

Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Акция ЗОЖ :конкурс рисунков

1-4

ноябрь

Учителя физкультуры.

Организация работ по
благоустройству школы.
Высадка цветов, уборка
территории от листьев.

1-4

Акция «Бессмертный полк»,
«Георгиевская ленточка»,

1-4

май

Кл. руководители

Акция «Сады Победы».

1-4

май

кл. руководитель

кл. руководитель
апрель

Модуль «Экскурсии, походы»
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время
проведения

16

Ответственные

Посещение и знакомство с
сельской библиотекой

1-4

Сентябрь

Кл. руководители

Организация экскурсий и
классных часов краеведческой
тематики

1-4

в течении учебного
года

Кл. руководители

Заочное путешествие театров и
выставок

1-4

в течение учебного года

Кл. руководители

Поход в лес на лыжах.

1-4

Февраль

уч. физкультуры

Заочные экскурсии в музеи,
знакомство с
достопримечательностями
города Калуги и области

1-4

В течение года

Кл. руководители

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Выставка рисунков и поделок на
праздник урожая

1-4

сентябрь

Оформление выставок
рисунков, фотографий,
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам

1-4

в течение учебного года

Педагог-организатор

Украшение кабинетов перед
праздничными датами ( День
знаний, Новый год, День
защитника
Отечества,Международный
женский день, День Побелы и
др.)

1-4

в течение учебного
года

кл. руководители

Участие в месячнике «Зелёная
планета»: конкурс рисунков,
викторины

1-4

Сентябрь-октябрь

Кл. руководитель

Участие в конкурсе ПДД,
конкурс рисунков, фотографий

1-4

Сентябрь

Кл. руководитель и родители

Международный день доброты.
Игровая программа

1-4

ноябрь

Кл. руководители сельский
библиотекарь

Участие в конкурсе рисунка
«Мир глазами детей» -мы
против вредных привычек.

1-4

Ноябрь

«Мастерская Деда Мороза» подготовка к новому году

1-4

Участие в конкурсе «Рождество
приходит в каждый дом» поделки рождественские.

кл. руководители

Кл. руководители

1-4

декабрь

Кл. руководители

Январь

кл. руководители

17

Рождественские сказки.

1-4

январь

Сельский библиотекарь

Масленица широкая.
«Масленица, в гости к нам!» конкурс стихов, чаепитие с
блинами

1-4

март

работники ДК, родители

.День космонавтики.
Гагаринский урок «Космос – это
мы» ,«Космические дали»
(конкурс рисунков, викторина)

1-4

апрель

кл. руководители

День земли. «Земля только
одна» Тематические классные
часы. (викторины, конкурс
рисунков)

1-4

апрель

Кл. руководители , сельский
библиотекарь

1)«Крещенская вечёрка»литературно- игровая
программа.
2) «Пришли колядки- блины, да
ладки» - беседа о святках.

Модуль « РДШ»
Дела

Классы

Ориентировочное время
проведения

Ответственные

Дни единых действий
РДШ

1-4

в течение учебного года

кл. руководители

Календарь дней единых действий Российского движения школьников
Дата

Название события

Направление РДШ

1 сентября

День знаний

Личностное развитие

3 сентября

День солидарности в борьбе с терроризмом

Гражданская активность

1 октября

День пожилых людей

Гражданская активность

5 октября

День учителя

Личностное развитие

4 ноября

День Народного единства

Гражданская активность

20 ноября

Всемирный день Ребенка

Гражданская активность

21 ноября

День памяти жертв ДТП

Гражданская активность

25 ноября

День Матери

Гражданская активность

18

9 декабря

День Героев Отечества

Гражданская активность

12 декабря

День Конституции России

Гражданская активность

23 февраля

День Защитника Отечества

Военно- патриотическое

8 марта

Международный женский день

Личностное развитие

18 марта

День присоединения Крыма к России

Гражданская активность

27 марта

Всемирный День театра

Личностное развитие

3-я неделя марта

Единый день профориентации

Личностное развитие

7 апреля

Всемирный День здоровья

Личностное развитие

12 апреля

День космонавтики

Гражданская активность

1 мая

Праздник весны и труда

Гражданская активность

9 мая

День Победы

Гражданская активность

1 июня

День защиты детей

Личностное развитие

Инвариантные модули

Модуль « Работа с родителями»

Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Вводное родительское

1

сентябрь

Кл. руководитель

Информационное оповещение
через школьный сайт

1-4

В течение учебного
года

Совместные с детьми походы,
экскурсии.

1-4

март, май

Кл. руководители, родительский
комитет

Индивидуальные консультации

1-4

В течение учебного
года

Кл. руководитель

Участие родителей вместе с
детьми (праздник урожая,
поход, уборка территории,

1-4

По плану в течение
учебного года

Совместное участие родителей и
педагогов.

собрание. (по правилам
безопасности ДД, режим дня,
пребыванию детей в школе,
питание)

19

Кл. руководитель

новогодние праздники,
праздник 8 марта и.т.д.)

Модуль» Классное руководство и наставничество»
(согласно индивидуальным по планам работы
классных руководителей и наставников)

Модуль « Школьный урок»
(согласно индивидуальным по планам работы учителей)

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Количество
Название курса

Классы

часов

Ответственные

в неделю
« Финансовая грамотность»

3

1час

Савкина И.М.

«Шахматы»

3-4

1час

Андропов Ю.А.

« ОФП» ( кружок)

1-4

1час

Андропов Ю.А.

Модуль « Профориентация»
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Единый урок « Тыпредприниматель»

1-4

апрель

Кл. руководители

Участие в федеральном проекте
« Успех каждого ребенка»
национального проекта «
Образование» на портале «
ПроеКТОриЯ»

1-4

В течение учебного
года

Кл. руководители

1-4

В течение учебного
года

кл. руководители

1-4

В течение учебного
года

кл. руководители

Всероссийская акция « Урок
цифры»

Проведение классных
мероприятий « Профессии
наших родителей»

Модуль « Самоуправление»

20

Ориентировочное
Дела, события, мероприятия

Классы

время

Ответственные

проведения
Единый день выборов в органы
ученического самоуправления

1-4

сентябрь

Кл. руководители

Работа в соответствии с
обязанностями. Сбор
представителей классов.

1-4

В течение учебного
года

Кл. руководители

1-4

В течение учебного
года

кл. руководители

1-4

Май

кл. руководители

Участие в школьных
мероприятиях и в мероприятиях
по плану района
Отчет перед классом о
проведенной работе

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».